logo
поурочные конспекты 3 класс

IV. Итог урока.

– Какие чувства пробудил в вас урок?

– О чем заставил задуматься?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина «Встреча зимы» (с. 68–71, часть 1-я), выучить наизусть 8-ю и 9-ю строфы («Здравствуй, гостья зима!..»), по желанию выполнить рисунок к стихотворению.

Урок 14 ИВАН ЗАХАРОВИЧ СУРИКОВ. «ДЕТСТВО», «ЗИМА»

Цели: начать знакомить учащихся с творчеством И. З. Сурикова, прививать интерес к литературе; работать над развитием внимания, воображения, грамотной речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Захотелось ли вам выполнить рисунок к стихотворению «Встреча зимы»?

– Рассмотрим ваши работы (те дети, которые выполнили рисунок, показывают его классу, а затем вывешивают на доску).

– Какому отрывку из стихотворения соответствует рисунок? Прочитайте этот отрывок.

Если рисунок соответствует отрывку, который учащиеся учили дома, то дети рассказывают его наизусть.

– Чье чтение понравилось вам больше всего? Чем?

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– И опять, будто по мановению волшебной палочки, мы попадаем в снежную зиму, в деревню. И теперь нас ждет встреча со стихами И. З. Сурикова.

Учитель читает стихотворение «Зима».

– Какой предстала перед вами «волшебница-зима» в описании И. З. Сурикова?

– Сравните стихотворение «Зима» И. З. Сурикова со стихотворением «Встреча зимы» И. С. Никитина. Что роднит эти произведения?

– Какие сравнения использует поэт в изображении зимы?

– Какие нотки слышатся в той части стихотворения, в которой поэт говорит о крестьянах?

– С жизнью крестьян Иван Захарович был знаком не понаслышке, сам он родился в крестьянской семье и через всю жизнь пронес воспоминания о деревенском детстве. Но лучше послушаем самого поэта.

Учитель читает стихотворение «Детство».

– С каким чувством поэт вспоминает о своем детстве?

– В каких строках это особенно проявляется? Прочитайте их.

– Какие картины из детства особенно ярко запомнились И. З. Сурикову?

– Попробуйте передать при чтении чувства поэта, когда он рассказывает о своем доме, о зимних забавах, зимних вечерах.

Учащиеся читают стихотворения друг другу в парах, затем несколько человек читают его вслух всему классу.