IV. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– О чем заставил задуматься?
Домашнее задание: выучить басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица», (с. 137–138, часть 1-я) подготовиться к чтению басни по ролям.
Урок 24 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. «УТЕС», «ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ»
Цели: познакомить учащихся с поэзией М. Ю. Лермонтова, дать первоначальные знания о жизни поэта; расширять кругозор учащихся; прививать интерес к литературе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Несколько учащихся читают наизусть басню по ролям, затем учитель может предложить ученикам проинсценировать ее. Можно провести конкурс на лучшее исполнение ролей Вороны, Лисицы, автора.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Когда называют великих русских поэтов, сразу после Пушкина произносят имя Лермонтова. И, пожалуй, каждый знает эти строки:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Сам Михаил Юрьевич Лермонтов рассказывал, что с детских лет он разлюбил игрушки и начал мечтать: «В шесть лет я уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно-сладостное чувство волновало мою душу, когда полный месяц светил в окно на мою детскую кроватку...».
– Посмотрите на портрет М. Ю. Лермонтова в детстве, написанный неизвестным художником. Что хотите сказать?
– Каким вы представляете себе Лермонтова-ребенка?
– Что в портрете заставляет обратить на себя особое внимание? (Глаза.)
– Его глаза поражают, притягивают к себе.
Один из учеников знаменитого художника К. Брюллова, который часто встречал Лермонтова в детстве, писал о нем так: «...маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти с умными черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление...».
– Писать стихи Михаил Юрьевич начал очень рано, и к 13 годам он имел «большую тетрадь в голубом бархатном переплете», в которой находились «разные сочинения», принадлежавшие юному Лермонтову. В 14 лет он решает написать свою первую поэму «Черкесы».
Огромную роль в жизни Лермонтова сыграл преподаватель пансиона, в котором учился будущий поэт, Алексей Зиновьевич Зиновьев. Этот всесторонне образованный человек, педагог и литератор, дал своему одаренному ученику богатые сведения по истории и литературе, познакомил его с основными принципами стихосложения.
Кроме того, Лермонтов хорошо рисует, берет уроки рисования, но досадует на то, «что учитель заставляет его рисовать контуры и запрещает рисовать свое»; одновременно учится играть на фортепьяно, а позже на скрипке.
Учитель предлагает детям рассмотреть в учебнике рисунки, сделанные М. Ю. Лермонтовым.
После окончания учебы в пансионе 17-летний Лермонтов поступает учиться в Московский университет (учитель обращает внимание учеников на рисунок с изображением Московского университета, помещенный в учебнике, с. 123, книга 2-я, часть 1-я).
Большая часть жизни М. Ю. Лермонтова связана с Кавказом. В детстве он рос слабым, болезненным ребенком, и бабушка часто возила его на «кавказские воды». На Кавказе жила и сестра его бабушки. Позже Лермонтов – офицер гусарского полка – бесстрашный воин, участник войны на Кавказе. Один из сослуживцев поэта вспоминал: «...Всюду поручик Лермонтов, везде первый подвергался выстрелам... и во главе отряда (кавалерийского) оказывал самоотвержение выше всякой похвалы».
И погиб он тоже на Кавказе, но не от рук врага, а от предательского выстрела на дуэли своего однокашника Николая Мартынова, у подножья горы Машук.
Он был молод и полон творческих сил.
– Поэзию Лермонтова можно сравнить с лунным сиянием. Печальная, щемящая сердце нота звучит в его поэзии. Может быть, потому, что герои его стихов и поэм часто одиноки.
– Стихотворение, с которого мы начнем знакомство с поэзией М. Ю. Лермонтова, поэт написал всего за несколько месяцев до гибели. Это стихотворение «Утес».
– Как вы понимаете значение слова «утес»?
Утес – высокая, отвесная скала.
Учитель выразительно читает стихотворение.
– Какое настроение вызывает стихотворение?
– Каким вы представляете себе утес?
– А какая тучка?
– Отчего плачет утес?
– С каким чувством вы бы прочитали стихотворение?
Упражнение в чтении стихотворения.
– Другое стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое мы прочитаем сегодня, – свободный перевод одной из частей стихотворения немецкого поэта И. В. Гете «Ночная песня странника». Лермонтов назвал стихотворение «Горные вершины», впоследствии оно было положено на музыку.
Учитель читает стихотворение.
– Какие картины вы представили?
– О чем думали, слушая стихотворение?
- Урок 1 знакомство с учебником
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Беседа о произведениях, прочитанных летом.
- Физкультминутка
- III. Работа со разделом «Самое великое чудо на свете».
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- III. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Работа над стихотворением.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- III. Работа над произведениями.
- Физкультминутка
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Работа над произведениями.
- Физкультминутка
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Обобщение знаний учащихся.
- IV. Итог урока.
- III. Работа над стихотворениями.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Урок 41 владимир федорович одоевский. «мороз иванович»
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Проверка домашнего задания.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Работа над произведением.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- III. Обобщение знаний учащихся.
- Физкультминутка
- Физкультминутка
- III. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Обобщение знаний учащихся по изученной теме.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Урок 66 самуил яковлевич маршак. «в лесу над росистой поляной», «гроза днем»
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Изучение нового материала.
- Физкультминутка
- III. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- Физкультминутка
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Урок 78 Виктор юзефович драгунский. «друг детства»
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- Физкультминутка
- III. Обобщение знаний учащихся.
- Урок 85 храбрый персей
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Подготовка восприятия учащихся.
- Физкультминутка
- III. Работа над произведением.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Литература
- Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»
- III. Конкурсная программа.
- IV. Подведение итогов урока.
- Вспомним басни и. Крылова (урок-игра в форме брейн-ринга) Ход урока
- С. А. Есенин. «Пороша» (акцентное вычитывание лирического стихотворения)
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Работа со стихотворением.
- III. Выявление стихотворного ритма и рифмы.
- IV. Вывод.
- Б. В. Заходер. «Что красивее всего?»
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- Физкультминутка «Медвежата»
- II. Актуализация знаний.
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Устный журнал «Сорока»
- Ход журнала
- Открытые уроки
- Признаки волшебной сказки
- Отличие сказки от других сходных жанров
- VI. Этап испытания проекта.
- VII. Итоги урока.
- Ход урока
- Обобщение по разделу «устное народное творчество». Сказочные приключения Вити и Маши
- Ход урока
- Басня. Знакомство с новым литературным жанром
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Проверка домашнего задания.
- III. Изучение нового материала.
- V. Словарная работа.
- VI. Знакомство с новым литературным жанром.
- VII. Работа с учебником.
- VIII. Знакомство с басней и. А. Крылова «Лиса и виноград».
- IX. Работа в парах.
- X. Сравнение басен.
- XI. Итог.
- Приложение
- III. Экскурс в историю жанра.
- IV. Сравнение басен Эзопа и и. А. Крылова.
- V. Подведение итогов урока.
- В. Ф. Одоевский. «мороз иванович»
- Ход урока
- В. П. Катаев. «дудочка и кувшинчик»
- Ход урока
- С. Я. Маршак. «двенадцать месяцев» (пьеса-сказка)
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Постановка целей урока. Знакомство с планом урока.
- План урока
- III. Разговор о творчестве с. Я. Маршака.
- IV. Беседа о средствах выразительности.
- V. Словарная работа.
- X. Итог урока.
- Л. Гераскина. «в стране невыученных уроков»
- Ход урока
- I. Актуализация опорных знаний.
- II. Постановка проблемного вопроса.
- III. Открытие детьми нового знания.
- IV. Первичное закрепление.
- V. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- VI. Повторение пройденного.
- VII. Итог урока.
- Приложения
- В мастерской п. П. Бажова
- III. Введение в тему.
- IV. Проведение игры. Отборочный тур
- Биографический этап
- Словарный этап
- Викторина
- Артистический этап
- Итоговые контрольные работы за I полугодие
- Итоговые контрольные работы за II полугодие
- Тексты для проверки выразительности чтения