logo search
поурочные конспекты 3 класс

V. Словарная работа.

–Объясните значение слов и выражений, записанных на доске.

Указ – постановление, которое создается людьми, имеющими власть;

Мачеха – неродная мать;

Посох – волшебный предмет;

Прорубь – отверстие, прорубленное во льду реки;

Твой черед – твоя очередь;

Не гневайся – не ругайся, не злись, не сердись;

Дуйте, что есть мочи – во всю силу;

Проворные руки – умелые, работящие;

Видимо-невидимо – очень много;

Деваться мне некуда – некуда пойти, безвыходное положение.

VI. Первичное чтение отрывка.

Учитель и хорошо читающие ученики читают отрывок по ролям.

–О чем хотел рассказать автор в сказке?

–Братья-месяцы – не отвлеченные образы, олицетворяющие природу. Это – бережливые и заботливые хозяева леса и поля... С. Маршак хотел, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным, прямодушным и честным людям открывается природа, что постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с ней в труде.

Физкультминутка

Солнце землю греет слабо.

(Руки вверх, вниз.)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится,

(Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

(Имитируют движения руками.)

VII. Чтение сказки детьми. (10 минут.)

VIII. Анализ отрывка.

–Почему падчерица оказалась в зимнем лесу?

–Что мы можем сказать об этой девочке? Какая она? Как отнеслись к ней братья-месяцы? Почему?

–Какие слова мы можем использовать, рассказывая о Падчерице?

–Выберите: добрая, ленивая, грубая, воспитанная, трудолюбивая, честная.

IX. Конкурс на лучшее предложение о подснежнике.

–Какой братец-месяц помог девочке выполнить задание капризной принцессы? (Апрель.)

–Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна.

–Как вы думаете, на что похожа музыка апреля?

Звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Апрель» из музыкального альбома «Времена года».

–Какие звуки вы услышали?

–Что вы представили?

–Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится... Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе – плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

У композитора Гречанова есть песенка, в которой поется... Попробуйте угадать, о ком:

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?»

–«Зеленая ножка»... Ну, конечно, это цветок. Это первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нем и рассказывает нам музыка «Апреля».

–Прочитайте отрывок, где описан в сказке подснежник.

–Как называет подснежник девочка?

– А кто составит самое красивое предложение об этом цветке?

–Можно использовать слова: изумрудные листья, парчовые, жемчужные лепестки.

«Подснежник выглядывает из-под тающего снега, качает головкой на легком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках».

«На опушке леса нежился хрустальный подснежник».

«Маленький подснежник выглянул из земли, увидел солнышко и улыбнулся ему».

Учащиеся определяют победителя в этом конкурсе.