logo search
поурочные конспекты 3 класс

Итоговые контрольные работы за I полугодие

Какие бывают дупла?

Каждое дупло в лесу – загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя.

Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту.

Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.

Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьет.

Сколько дупел, столько загадок. (74 слова.)

(По Н. Сладкову.)

1. Почему дупло названо загадкой?

2. Как можно узнать, кому и для чего служит дупло, которое ты найдешь?

3. Какие следы оставляет лесной житель в дупле или возле дерева?

4. Для кого дупла бывают ночлежками?

5. Почему про сыча сказано, что он «днюет» в дупле?

6. Чьи кладовые бывают в дупле?

7. Как зимует в дупле летучая мышь?

Лебедь

Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы. Белый, как снег, с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей.

Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.

Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.

Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка. (79 слов.)

(По С. Аксакову.)

1. Почему лебедя называют царем водяной птицы?

2. Когда лебедь может убить собаку?

3. Что вы узнали о ручных лебедях?

4. Опишите лебедя.

5. Почему запрещена охота на лебедей?

Лесной лакомка

Шли охотники через тайгу. Вдруг они услышали визг и ворчание. Охотники осторожно пошли на шум.

Молодой медведь возился у большой липы. В дупле был мед. Но липа росла вплотную к скале. Просунуть лапу в дупло мешали камни.

Пчелы жалили воришку. Он тер морду лапами и кричал тоненьким голоском. Наконец медведь утомился и сел. Он долго смотрел на липу. Потом полез на ее вершину.

Медведь протиснулся между скалой и деревом. Он сильно надавил на дерево лапами. Липа затрещала и рухнула.

Теперь добыть мед было просто. Охотник выстрелил в воздух. Мишка убежал. Охотники набрали ведро меду. Остался мед и для медведя.

(79 слов.)

(По Вл. Арсеньеву.)

1. Кто назван лакомкой?

2. Почему медведь назван лакомкой?

3. Про кого, кроме медведя, рассказал нам писатель?

4. Что вы узнали о медведе?

5. Из чего видно, что медведь был сообразительный?

6. Как вы думаете, что сделал медведь, когда охотники ушли?

Теплинка

Пошли мы с Витей однажды в лес. Были у нас с собой соль, яички и хлеб. На опушке набрали рыжиков.

На лесной лужайке мы вырыли ямку. Туда положили яйца и засыпали землей.

На этом месте развели теплинку. Так у нас зовется маленький костер.

Рыжики мы надевали на прутики и посыпали солью. Грибки шипели на огне и быстро пеклись.

Погасили мы теплинку. А яички под ней упеклись на славу. Ох и вкусен же был наш обед! (76 слов.)

(По В. Солоухину.)

1. Что называют «теплинкой»?

2. Какие припасы были у мальчиков?

3. Как ребята развели теплинку?

4. Как они испекли яички?

5. Как они жарили грибы?

6. Что сделали мальчики, когда теплинка стала им не нужна?

7. Каков получился обед в лесу?

Антарктида

Антарктида лежит на крайнем юге. Огромная шапка льда толщиной более километра покрывает Антарктиду. Только кое-где среди льдов выступают черные и коричневые сопки, покрытые редкими пятнами мхов.

Беден животный мир Антарктиды. Лучше всех смогли приспособиться к суровому климату пингвины. Они населяют берега антарктических морей. В прибрежных водах плавают киты, кашалоты, дельфины.

Много тайн хранит Антарктида. Уже сейчас ученые нанесли на карту огромные горные цепи. В Антарктиде много ценных минералов. Но все это скрыто подо льдом.

Ученые всего мира исследуют этот край. (80 слов.)

(Из журнала «Мурзилка».)

1. Где лежит Антарктида?

2. Почему беден животный мир этого края?

3. Как чувствуют себя в Антарктиде пингвины?

4. Кто еще обитает у ее берегов?

5. Какие тайны Антарктиды раскрыты учеными?

6. Объясните выражение «шапка льда». Как сказать иначе? (Толща льда, слой льда.)

Убедительная просьба книги

Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, когда меня возьмут потом другие читатели. Не ставьте на меня локти, когда читаете. Не кладите раскрытой на стол лицом вниз. Ведь вам самим не понравилось бы, если бы с вами так обращались. Не вкладывайте также в меня карандаш. А то мой корешок разорвется. Лучше вложите в меня закладку, чтобы я смогла спокойно и удобно отдохнуть.

Помогите мне остаться чистой и свежей, а я помогу вам узнать очень много интересного. (78 слов.)

(По И. Лавринович.)

1. О чем просит книга своих читателей?

2. Как вы обращаетесь с книгами?

3. Почему нельзя вкладывать в книгу карандаш?

4. Объясните название текста. (Убедительная просьба – настоятельная, настойчивая.)

5. Что означает выражение «не кладите книгу раскрытой на стол лицом вниз»? О каком лице идет речь?

Утренние лучи

Выплыло на небе красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю.

Первый луч пролетел и попал на жаворонка. Тот встрепенулся, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку.

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик, весело запрыгал по росистому лугу. Побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел. Куры закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка, полетела собирать медок с душистых цветов. (86 слов.)

(По К. Ушинскому.)

1. Зачем стало рассылать солнышко свои лучи?

2. Кого разбудил первый луч?

3. как встретил новый день зайчик?

4. Как проснулся курятник?

5. С чего начался день у трудолюбивой пчелки?

6. Как вы понимаете выражение «серебряная песенка», «сочная травка», «выплыло солнышко»?

* * *

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

Они выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки. Бабушка подала чай. Кучки печенья быстро уменьшались.

– Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.

– Угу! – отзывался Вова. Мама и бабушка молчали.

Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку хлеба. (82 слова.)

(По В. Осеевой.)

1. Озаглавьте рассказ.

2. Как вели себя за столом Вова и Миша?

3. Можно ли сказать, что мальчики заботливые, внимательные? Почему?

4. Что вам не понравилось в поведении детей?

Липа

Ночью ветер повалил липу. Вчера еще люди отдыхали под тенью ее раскидистой кроны. Они с наслаждением вдыхали ее душистый медовый запах. А теперь многие проходили мимо, топтали листья, ломали сучья, не оказывали ей никакой помощи. И только один человек сказал:

– Ее можно спасти.

Ствол липы обвязали тряпками, обложили узкими досками. И длинный лубок готов. А в трех местах его густо обмотали проволокой.

Подняли липу. Обрезали лишние и слабые ветки. Ежедневно поливали водой. Она теперь стояла, как и прежде.

И опять под ее раскидистой кроной отдыхали люди. (86 слов.)

(По Б. Павлову.)

1. Что случилось с липой?

2. Кто пришел на помощь?

3. Что обозначает выражение «повалил липу»?