logo search
поурочные конспекты 3 класс

IV. Сравнение басен Эзопа и и. А. Крылова.

1. Чтение учителем басни Эзопа «Ворон и лисица». (Пауза.)

2. Чтение учениками басни И. А. Крылова «Ворона и лисица».

Учитель. Что вы можете сказать об этих баснях? Какая басня вам понравилась и почему?

Дети высказывают свое мнение.

– Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.

Дети сравнивают, а учитель записывает на доске:

Эзоп

И. А. Крылов

1. Сухое краткое изложение сюжета.

2. Прозаическое произведение.

3. Лисица говорит сухо, пере- числяются только факты.

1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков.

2. Стихотворное произведение.

3. Очень выразительна и жива разговорная интонация.

4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее.

Учитель. А теперь давайте прочитаем еще раз басню И. А. Крылова «Ворона и лисица» и поговорим об этой басне, которая по удивительному богатству словесных красок, оттенков, по выразительности живой разговорной интонации является подлинным чудом в русской литературе.

Чтение басни детьми.

3. Беседа по содержанию:

1) О ком эта басня? лисе и вороне.)

2) Как Крылов передает характер лисы? Проследите, что и как говорит о ее действиях. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, говорит сладко, чуть дыша.)

3) А как, по вашему мнению, надо читать разговор ее с вороной? Где нужно делать паузы? (Читать нужно негромко, ласково.)

4) Проследите, в каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны и почему? (Она сначала описывает шейку, глазки, перышки, носок, а потом говорит о ее голосе, чтобы Ворона открыла рот и выпал сыр. Она усыпляет ее бдительность.)

5) Почему слова Лиса и Ворона написаны с большой буквы? (Это не названия животных, а имена героев, ведь в басне под образами животных подразумеваются люди.)

6) Заметили ли вы какую-то особенность языка басен Крылова? (Да. Он использует чаще всего глаголы.) Почему? (Глаголы позволяют передать динамичность событий.)

7) А какой же смысл имеет мораль басни? (Чтение слов, в которых заключена мораль.) Почему же лесть гнусна, вредна?

Доказал ли это И. А. Крылов? (Да, доказал. Ворона поверила льстивым словам Лисы и была за это наказана.)

Давайте прочитаем басню по ролям.